Второе соборное послание святого апостола Иоанна
2—3 Ин, содержание, автор. Эти два небольших послания написаны от лица "Старца", "Пресвитера", без упоминания имени. Следовательно, речь идет о лице, хорошо знакомом церквам. При всем сходстве с 1 Ин, в них имеется и ряд отличий. В частн., они являются настоящими посланиями, письмами, а не проповедью. Ранне христ. писатели и отцы Церкви не имели единого мнения об авторе 2—3 Ин. Некоторые из них отождествляли его с *Иоанном Пресвитером (блж. *Иероним. О знаменитых мужах, 9). Однако уже во 2 в. мн. были убеждены, что "Старец" — это ап. Иоанн (свт. *Ириней. Против ересей, III, 16, 8). В 4 в. на Лаодикийском соборе (см. ст. Поместные соборы) 2—3 Ин были включены в НЗ как боговдохновенные апостольские писания.
2 Ин адресовано "возлюбленной госпоже и детям ее". По мнению одних экзегетов, имеется в виду некая уважаемая христианка; другие же (их большинство) считают, что госпожой названа некая поместная церковь. Послание написано с целью предостеречь от проповедников, сеющих лжеучения и отрицающих "Иисуса Христа, пришедшего во плоти".
3 Ин обращено к главе общины Гаию и имеет характер частного письма. Оно вызвано сопротивлением апостольскому авторитету со стороны некоего Диотрефа. Т. о., 3 Ин касается не столько вероучения, сколько церк. дисциплины. Живая связь руководства общин с апостолами есть залог сохранения единства и чистоты Церкви. Гай являет пример такой верности, Диотреф же, напротив, самочинно распоряжается в общине, не считаясь с апостолом. Ни послания Старца, ни уполномоченные им "странники" не были приняты Диотрефом. Мало того, он принуждал собратьев поступать так же, отлучая от общения всех верных Старцу лиц. Старец поручается за своего сподвижника Димитрия и обещает посетить общину, волнуемую нестроениями. 3 Ин указывает на важность сохранения единства Церкви и свидетельствует, что анархич., раскольнич. тенденции возникли среди христиан очень рано.