Псалтирь
- Псалтирь или Книга псалмов - одна из библейских книг Ветхого Завета, -yalthrion по-греч., tehillim по-евр. Книга состоит из 150, а по греч. (и слав.). Библии из 151 песни или псалма, которые имеют своим содержанием благочестивые излияния восторженного сердца при разных испытаниях жизни. Автором этой книги обыкновенно считают царя Давида, и действительно, во многих псалмах можно найти отголоски его бурной, исполненной всяких превратностей жизни. Но в то же время, на многих псалмах лежат явные следы позднейшего происхождения. Есть псалмы, относящиеся уже ко временам плена вавилонского, напр. известный пс. "На реках вавилонских", и даже позже. В общем, П. есть поэтический сборник, который вырастал постепенно, подобно всякому коллективному поэтическому произведению, и вошел в канон евр. свящ. книг уже сравнительно поздно, когда П., очевидно, подверглась одной строгой редакции. Вследствие этого, П. носит на себе характер искусственной обработки. Начинается она двумя вступительными псалмами, дающими тон всему сборнику и составляющими как бы введение в него. Самые песни сложены вполне по правилам еврейской поэзии и представляют собой чередование стихов параллелизма, часто достигающих изумительной красоты и силы выражения. Книга псалмов рано сделалась (еще при Давиде, по крайней мере - в некоторых частях)богослужебной книгой, которая употреблялась при богослужении в скинии, а затем и в храме. Впоследствии П. получила правильное употребление при храмовом богослужении и регулярно прочитывалась или пелась в известные периоды времени. Богослужебное употребление П. от евреев перешло и к христианам, которые также рано стали употреблять ее в своих молитвенных собраниях (1 кор. XIV, 26; Кол. III, 16). В настоящее время все 150 псалмов разделяются на 20 кафизм, а каждая кафизма на три славы, т. е. небольшие отделения, после которых читается трижды аллилуйя. Псалтирь читается при всяком утреннем и вечернем богослужении, так что вся прочитывается в каждую неделю, а в течение вел. поста - два раза в неделю. П. служит первоисточником большей части вечерних и утренних молитв и влияние ее чувствуется во всех вообще формах молитв. Как необходимая для богослужения книга, П. переведена на славянский язык, по свидетельству Нестора, еще св. Кириллом и Мефодием, и с того времени сделалась любимейшей книгой русского народа. Напечатана по-слав. впервые в Кракове в 1491. Как книга, постоянно употребляющаяся при богослужении, П. получила еще распространенную форму, и в этом виде известна под названием Следованная - П.: это та же самая книга псалмов, но в соединении с Часословом, т. е. сборником молитв и псалмов применительно к определенным временам богослужения. Следованная псалтырь впервые напечатана по-слав. в Сербии в 1545 году, затем много распечаталась в России и в нее постепенно вошло много других прибавлений, имеющих своею целью сосредоточить в ней все необходимые богослужения. В некоторых изданиях помещаются и краткие истолкования на важнейшие псалмы, и такая П. называется толковой. Из древних комментариев П. известны толкования И. Златоуста (есть врусск. перев.), Амвросия, Августина и др. Из новых известны толкования Толюка, ДеВетте, Эвальда и др. В русской литературе прот. Вишнякова (в журнале "Христ. Чтение"), епископа Феофана (на некоторые) и др. При толкованиях обыкновенно прилагаются и критич. введения (напр., у прот. Вишнякова), псалмы перелагались почти всеми нашими поэтами XVIII в., из поэтов XIX в. Хомяковым, Глинкой, Языковым и др. А. Л. Входя в состав каждого, даже самого краткого чина богослужения, П.сделалась главной учебной книгой древней Руси. Те, которые не предназначались для должностей церковно-служительских, ограничивались изучением простой П., без тех прибавлений, какие находятся в следованной(см. выше) П.. Следованная была, большей частью, уже заключительной книгой в древнем русском образовании. Архиепископ новгородский Геннадий считал изучение ее достаточным для того, чтобы быть способным к церковно-служительским должностям. Иногда к изучению П. присоединялось еще изучение Деяний Апостольских и Евангелие. Но вообще изучивший П.считался человеком грамотным - книжным, т. е. способным читать всякие книги. Научившись читать по П., древний русский человек обыкновенно не расставался с ней. П. была не только настольной книгой, которую читали дома в свободное от занятий время, но она сопровождала даже в путешествиях (св. Борис, Владимир Мономах). На обычай брать с собой П. в дорогу указывает, между прочим, то, что следованная П., изданная в 1525г. в Вильне Скориной, названа "подорожной книжицей". Рейтенфельс, бывший в Москве в 1670 г., говорит о царе Алексее Михайловиче, что он"употребляя большую часть дня на дела государственные, не мало также занимается благочестивыми размышлениями и даже ночью встает славословить Господа песнопениями венценосного пророка" (см. "Черты русской жизни"Забелина в "Отеч. Зап.", 1857, № 1). Св. Михаил, князь черниговский и боярин его Феодор, замученные в Орде в 1245 г., пели псалмы во время мучения. В монастырях читали П. не в свободное только от занятий время, но даже во время самых занятий, потому что многие знали ее наизусть. Препод. Феодосий "пел усты тихо псалтырь" в то время, как руками прял волну или делал что-нибудь другое; инок Спиридон, несмотря на определенное занятие - печь каждый день просфоры для монастыря, успевал прочитывать в день всю П.; о блаж. Феодоре рассказывается, что он в своей пещере молол жито для братии и в тоже время пел псалмы "изусть". Чтением и пением П. в монастырях строгой жизни братия занимались беспрерывно. В житейском обиходе к чтению П. прибегали во всех чрезвычайных случаях: читали псалмы над больными, страдавшими тяжкими продолжительными болезнями, и особенно над теми, которых считали находящимися под влиянием нечистых духов. Обычай читать П. по умершим, соблюдаемый в России и поныне, ведет свое начало от первых времен церкви христианской. Был тоже в древней Руси обычай гадать по П. Указание на этот обычай можно видеть в словах Владимира Мономаха: "и отрядив я(отослав послов) взем псалтырю в печали и то ми ся выня: Вскую печалуешидуше... Не ревнуй лукавнующим". П., естественно, должна была отозваться в письменности древней Руси. Летопись Нестора, сочинения Феодосия Печерского, митрополита Илариона, Кирилла Туровского, Cepaпионaвладимирского и др. - наполнены разными местами из псалмов. ВладимирМономах в поучении к своим детям постоянно обращается к псалмам. Весьма ясно также выразилось влияние псалмов и в народной словесности, и, особенно, в притчах и пословицах. Между пословицами очень много таких, которые суть не что иное, как отдельные изречения, заимствованные из разных псалмов и несколько изменившиеся от употребления (таковы, напр., пословицы: "гневайся да не согрешай" [псал. 4, 5], "истина от земли, а правда с небеси" [псал. 84, 12], "коли не Господь созиждет дом, то всуетруд" [псал. 126, 1]; есть пословицы, составившиеся на основании некоторых изречений псалмов, или указывающие вообще на П. (см. ст."Употребление книги П. в древнем быту русского народа" "Правосл. Собеседник". 1857, стр. 814 - 856).
Энциклопедия Брокгауза и Ефрона. — С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон. 1890—1907.
Уважаемые посетители сайта! Выберите, пожалуйста, нужную главу для чтения
Псалтирь читать и слушать онлайн
Читать и слушать Псалом 1
Читать и слушать Псалом 2
Читать и слушать Псалом 3
Читать и слушать Псалом 4
Читать и слушать Псалом 5
Читать и слушать Псалом 6
Читать и слушать Псалом 7
Читать и слушать Псалом 8
Читать и слушать Псалом 9
Читать и слушать Псалом 10
Читать и слушать Псалом 11
Читать и слушать Псалом 12
Читать и слушать Псалом 13
Читать и слушать Псалом 14
Читать и слушать Псалом 15
Читать и слушать Псалом 16
Читать и слушать Псалом 17
Читать и слушать Псалом 18
Читать и слушать Псалом 19
Читать и слушать Псалом 20
Читать и слушать Псалом 21
Читать и слушать Псалом 22
Читать и слушать Псалом 23
Читать и слушать Псалом 24
Читать и слушать Псалом 25
Читать и слушать Псалом 26
Читать и слушать Псалом 27
Читать и слушать Псалом 28
Читать и слушать Псалом 29
Читать и слушать Псалом 30
Читать и слушать Псалом 31
Читать и слушать Псалом 32
Читать и слушать Псалом 33
Читать и слушать Псалом 34
Читать и слушать Псалом 35
Читать и слушать Псалом 36
Читать и слушать Псалом 37
Читать и слушать Псалом 38
Читать и слушать Псалом 39
Читать и слушать Псалом 40
Читать и слушать Псалом 41
Читать и слушать Псалом 42
Читать и слушать Псалом 43
Читать и слушать Псалом 44
Читать и слушать Псалом 45
Читать и слушать Псалом 46
Читать и слушать Псалом 47
Читать и слушать Псалом 48
Читать и слушать Псалом 49
Читать и слушать Псалом 50
Читать и слушать Псалом 51
Читать и слушать Псалом 52
Читать и слушать Псалом 53
Читать и слушать Псалом 54
Читать и слушать Псалом 55
Читать и слушать Псалом 56
Читать и слушать Псалом 57
Читать и слушать Псалом 58
Читать и слушать Псалом 59
Читать и слушать Псалом 60
Читать и слушать Псалом 61
Читать и слушать Псалом 62
Читать и слушать Псалом 63
Читать и слушать Псалом 64
Читать и слушать Псалом 65
Читать и слушать Псалом 66
Читать и слушать Псалом 67
Читать и слушать Псалом 68
Читать и слушать Псалом 69
Читать и слушать Псалом 70
Читать и слушать Псалом 71
Читать и слушать Псалом 72
Читать и слушать Псалом 73
Читать и слушать Псалом 74
Читать и слушать Псалом 75
Читать и слушать Псалом 76
Читать и слушать Псалом 77
Читать и слушать Псалом 78
Читать и слушать Псалом 79
Читать и слушать Псалом 80
Читать и слушать Псалом 81
Читать и слушать Псалом 82
Читать и слушать Псалом 83
Читать и слушать Псалом 84
Читать и слушать Псалом 85
Читать и слушать Псалом 86
Читать и слушать Псалом 87
Читать и слушать Псалом 88
Читать и слушать Псалом 89
Читать и слушать Псалом 90
Читать и слушать Псалом 91
Читать и слушать Псалом 92
Читать и слушать Псалом 93
Читать и слушать Псалом 94
Читать и слушать Псалом 95
Читать и слушать Псалом 96
Читать и слушать Псалом 97
Читать и слушать Псалом 98
Читать и слушать Псалом 99
Читать и слушать Псалом 100
Читать и слушать Псалом 101
Читать и слушать Псалом 102
Читать и слушать Псалом 103
Читать и слушать Псалом 104
Читать и слушать Псалом 105
Читать и слушать Псалом 106
Читать и слушать Псалом 107
Читать и слушать Псалом 108
Читать и слушать Псалом 109
Читать и слушать Псалом 110
Читать и слушать Псалом 111
Читать и слушать Псалом 112
Читать и слушать Псалом 113
Читать и слушать Псалом 114
Читать и слушать Псалом 115
Читать и слушать Псалом 116
Читать и слушать Псалом 117
Читать и слушать Псалом 118
Читать и слушать Псалом 119
Читать и слушать Псалом 120
Читать и слушать Псалом 121
Читать и слушать Псалом 122
Читать и слушать Псалом 123
Читать и слушать Псалом 124
Читать и слушать Псалом 125
Читать и слушать Псалом 126
Читать и слушать Псалом 127
Читать и слушать Псалом 128
Читать и слушать Псалом 129
Читать и слушать Псалом 130
Читать и слушать Псалом 131
Читать и слушать Псалом 132
Читать и слушать Псалом 133
Читать и слушать Псалом 134
Читать и слушать Псалом 135
Читать и слушать Псалом 136
Читать и слушать Псалом 137
Читать и слушать Псалом 138
Читать и слушать Псалом 139
Читать и слушать Псалом 140
Читать и слушать Псалом 141
Читать и слушать Псалом 142
Читать и слушать Псалом 143
Читать и слушать Псалом 144
Читать и слушать Псалом 145
Читать и слушать Псалом 146
Читать и слушать Псалом 147
Читать и слушать Псалом 148
Читать и слушать Псалом 149
Читать и слушать Псалом 150
Читать и слушать Псалом 151